quokka_happy: (quokka_happy)
[personal profile] quokka_happy
Мои впечатления от первого знакомства с книгами Станислава Лема были похожи, пожалуй, на чувства путешественника, проведшего многие месяцы на корабле, среди надоевших до тошноты палуб, мачт, трапов, людей, с которыми уже и не знаешь, о чем говорить и от которых хочется огородиться пусть стеклянной, но – непробиваемой стеной…
И – вот оно, мгновение, запоминающийся на всю оставшуюся жизнь: я вижу на дальнем горизонте полоску земли, еще неведомой, но уже нестерпимо желанной, она растет, приближается, и невозможно оторвать взгляд от этой картины…
Шелест днища шлюпки по песку, затем - прыжок на белый, сияющий пляж, над головой – синее, только что отмытое до блеска небо с праздничным, незнакомо ярким солнцем, а там, вдалеке - чудесный тропический лес, пальмы, странные растения с яркими цветами, крики птиц, которых я вот-вот увижу и - пронзительное счастливое понимание того, что этот момент я не забуду никогда…

Тропический пляж.jpg

Мир литературных и публицистических произведений Лема, огромный, невероятно сложный и бесконечно интересный, мудрый и веселый, добрый и правдивый, простирающийся из глубин прошлого – к будущим, во многом предсказанным автором странным событиям - был и остается для меня чем-то вроде безошибочного компаса, помогающего найти нужную и верную дорогу в бешеной, нелепой, сводящей с ума круговерти современного нам мира.
Этот ориентир – дает возможность заглянуть и в наше общее будущее, каким бы оно ни было.

Станислав Лем в полной мере обладал той редкой в писателях, и очень ценимой мной чертой – интеллектуальной смелостью, умением мыслить, не поддаваясь страху, иллюзиям, самообману, идеологическим бредням, так часто влияющих на самых, казалось бы, умных и дальновидных людей.
Не могу не отметить и всем известную, но не ставшую от этого менее ценной особенность его творчества – энциклопедическую широту затронутых им тем, в самых различных отраслях знаний: социология, космогония и космология, экономика, математика и физика, информатика, философия, история, антропология, футурология, литературоведение…
И - везде он был блестящ, глубок и оригинален.

А его фантастические произведения, которые я, пожалуй, назову философскими – именно так, пусть и существуют они в оболочке, созданной приемами фантастической литературы.
Эти книги – романы, рассказы, эссе, псевдорецензии на несуществующие книги, сказки – сборники «Кибериада» и «Сказки роботов», написанные с великолепным юмором, полные замечательной литературной и языковой игры – словом, их можно перечитывать всю жизнь, находя в этих текстах новые мысли - для самостоятельного осмысления проблем нашего мира, о которых писал этот гениальный творец.

Вот они, мои впечатления о некоторых из самых любимых книг Лема.

Первой книгой, прочитанной мною, был «Солярис».

Сюжет этого романа широко известен.
Невероятная фантазия автора, создавшая мир Соляриса – мир изумительных, необъяснимых с точки зрения и науки, и метафизики явлений, создаваемых существом – единственным жителем этой планеты, Океаном.
Но главный смысл романа – это не загадки Океана, не странные события на исследовательской станции, не личная трагедия главного персонажа, Криса Кельвина, а размышления о границах человеческого познания, через которые человек переступить не может, как бы он этого ни хотел.

Солярис_1.jpg

Сборник «Библиотека 21-го века»

Эту книгу я брала в читальном зале моей универовской библиотеки и тут же, в перерывах между лекциями или на пустой паре, читала. Библиотекари строжайшим образом следили за этим единственным экземпляром, как и за толстым томом лемовской же «Суммы технологии». На руки эти книги не выдавали, иначе бы оба томика мгновенно "увели" :)
До сих пор помню моё чувство потрясения от первого чтения этой книги – это воистину был взгляд в будущее, в тот самый 21 век, которого мы все ждали с надеждами и опасениями.

Прекрасные, остроумные и изящные псевдорецензии и псевдопредисловия, на несуществующие книги, научные статьи и культурологические трактаты - написаны автором с замечательным сарказмом и потрясающей эрудицией.

Вот что написал сам Лем, в предисловии к своему сборнику, которое он, с присущей ему легкой и вместе с тем язвительной иронией, выдает за текст, якобы написанный неким критиком:
«Литература повествовала доселе о вымышленных персонажах. Мы пойдем дальше: будем описывать вымышленные книги. Вот она, возможность вновь обрести свободу творчества, а заодно – совершить обручение двух неродственных душ, беллетриста и критика».
«Не прием «псевдорецензий» породил эти тексты, но сами они, тщетно требуя воплощения, воспользовались этим приемом как оправданием и предлогом. Иначе все так и осталось бы в сфере молчания. Речь здесь идет об отказе от фантазирования в пользу прочно стоящего на земле реализма, об отступничестве в эмпирии, о еретическом духе в науке.
Неужто Лем рассчитывал, что его уловка останется незамеченной? Она чрезвычайно проста: со смехом выкрикивать то, о чем всерьез и прошептать-то не хватит духу….
Это – книга невоплощенных мечтаний».


Более того, некоторые из этих псевдорецензий – на книги, которые и написать-то невозможно!
Вот пример – рецензия на книгу «Ничто или последовательность», якобы написанной мадам Соланж Маррио, пародия на «Nouveau Roman» («Новый роман» (фр.), или «антироман»).
В «Ничто, или…» где несуществующий автор последовательно отрицает само бытие – литературными методами низводя его до уровня полнейшего «Ничто - несуществования».
Автор же, существующий реально – сам Лем - иронично размышляет об исторических контекстах и границах существования литературы, и заканчивает свою рецензию следующими словами: «И такую книгу написала женщина? Невероятно. Ее должен был написать какой-нибудь математик, и то лишь такой, который своею математикой проверил – и проклял – литературу.»

Или – «Гигамеш», в основание которого положен древнейший «Эпос о Гильгамеше», и одновременно этот запутанный, многослойный, прямо скажем – «на любителя» текст - явно пародийное переосмысление знаменитого романа Джойса «Улисс».

Или вот – книга - пророчество, «Перикалипсис», автор Иоахим Ферзенгельд - беспощадная насмешка над современной цивилизацией, утонувшей в горах трэша – мусорных книгах, идеях, фильмах, товарах, словом – уже пережившая Апокалипсис, но – так и не заметившая этого:
«…Итак, прежде чем наши души напитаются этими откровениями, они подавятся хламом, которого в четыре миллиарда раз больше, – а впрочем, уже подавились. Предреченное пророчеством уже сбылось, только осталось незамеченным во всеобщей спешке. Выходит, это не пророчество, а ретророчество, потому-то и зовется оно Перикалипсис, а не Апокалипсис».

А вот еще, навскидку, уже в совсем другом стиле и духе:
- любопытная и незаурядная космологическая гипотеза – «Новая космогония» - вся история Вселенной может быть результатом деятельности сверхцивилизаций.

- антропологическая гипотеза - «Культура как ошибка» - культурные напластования, созданные за всю историю человеческой цивилизации – являются окаменевшими случайностями, ошибочно понятыми и столь же ошибочно истолкованными людьми.

- «Голем XIV» - беллетризованное размышление о судьбе искусственного разума в нашем безумном мире, и – мысли самого этого разума - Голема, о судьбах человечества, создавшего его.

- исследование Артура Доббса «Non serviam» («Не буду служить») – о персонетике – науке, занимающейся «искусственным разведением разумных существ» - внутри компьютера.
И – о чувствах и мыслях ученого, вынужденного рано или поздно прекратить это странное, но вполне реальное существование иного разума. Разума, столь непохожего на наш – но подобно нам размышляющего о своем существовании, о границах этого существования и о возможном Творце.
Вот слова ученого, который и является Творцом для этих странных существ:
«…Создавая разумные существа, я действительно счел себя не вправе требовать от них благодарности или любви, тем более – какого-либо служения. Я могу увеличить или уменьшить их мир, ускорить или замедлить течение времени в нем, изменить способ и тип их восприятия, могу уничтожить их, могу дробить их и множить, могу перестроить онтологический фундамент их бытия. Иначе говоря, по отношению к ним я всесилен, но, честное слово, из этого вовсе не следует, будто они мне что-то должны. Напротив, я убежден, что они мне ничем не обязаны….
Разумеется, из истории персонетики каждый волен делать выводы, какие считает нужными. Д-р Айан Комби сказал мне в частной беседе, что я мог бы убедить персоноидов в своем бытии. Вот этого я не сделаю наверняка. Это значило бы напрашиваться на что-то, ожидать какой-то реакции с их стороны.
Но что они, собственно, могли бы сказать или сделать такого, чтобы я, их несчастный Творец, не почувствовал себя глубоко пристыженным и больно задетым? Счета за электроэнергию приходят ежеквартально, и наступит минута, когда университетские власти потребуют окончания эксперимента – выключения машины, то есть конца света. Я буду оттягивать эту минуту так долго, как только смогу.
Это единственное, что я в состоянии сделать, однако гордиться тут нечем. Они мне ничего не должны, а я отдаю им последний долг. Надеюсь, эти слова не покажутся вам двусмысленными. Но если все же покажутся – пусть.»


- Хорст Асперникус, двухтомник «Народоубийство» - трактат антрополога, посвященный анализу истоков теории и практики преступлений нацизма, как пишет Лем: «с тем чтобы проследить ее проекции в современность».
И - попытаться найти лекарство от этой чумы.
Вот цитата из этой рецензии, о нацистском геноциде: «А что же стало с самим преступлением, пока одни клеймили его, другие от него открещивались, а третьи пытались его искупить? Оно так и осталось не исследованным до самого дна аналитической мыслью.
Смерть уравнивает всех умерших. Жертвы третьего рейха не существуют точно так же, как шумеры и амалекитяне, ибо тот, кто умер вчера, и тот, кто умер тысячу лет назад, обратились в одинаковое ничто.
Но массовое человекоубийство означает сегодня нечто иное, чем в те времена, а я веду речь о том человеческом смысле содеянного преступления, который не распался вместе с телами жертв, который живет среди нас и который мы должны отыскать.
Это было бы нашим долгом, даже если бы никак не сказалось на профилактике преступления: человек обязан знать о себе, о своей истории и природе больше, нежели это ему удобно и выгодно в практических целях. Итак, не к совести я взываю, но к разуму».


- и, наконец – одно из моих любимых эссе, пугающее и вместе с тем невероятно интересное, притягивающее меня как магнитом:
«Weapon Systems of the Twenty-First Century or the Upside-Down Evolution. - Системы оружия двадцать первого века, или Эволюция вверх ногами»
Да, именно сейчас, прямо на наших глазах и происходит зарождение и всё более ускоряющееся развитие этих новейших систем вооружений – существование которых Лем столь гениально предсказал.

Повесть «Маска» - в ней под оболочкой готического рассказа, с элементами стим-панка, читателю открывается замечательно точно и кратко обрисованные проблемы морального выбора и свободы воли разумных существ, всё равно - являются ли их разумы искусственно созданными или человеческими.

А знаменитая трилогия Лема, объединенная одним героем, Ийоном Тихим – «Футурологический конгресс», «Осмотр на месте» и «Мир на Земле»- несколько вариантов будущего человеческой цивилизации.
Цивилизации этой, к сожалению, как заметил Лем в «Системах оружия… » «…суждено было вечно переходить из огня да в полымя.»

Многослойное, сатирически-фантасмагорическое повествование «Футурологического конгресса», погружающее читателя в многоуровневую виртуальную реальность - то в райски-красивую, блаженную, то - в отвратительную, прогнившую насквозь пучину жестоких кошмаров…
И все эти уровни виртуального «рая-ада» – всего лишь результат очередной попытки власть предержащих остаться у кормила, на этот раз – с помощью применения химических препаратов, галлюциногенов, скрашивающих их невольным потребителям медленный, но верный путь в пропасть – к разрушению и гибели цивилизации.

«Осмотр на месте» - еще один вариант цивилизационного развития, на этот раз на другой планете.
Этот роман – громадное, сложное, требующее немалых усилий для понимания историческое полотно развития инопланетной цивилизации, главный мотив которой – противостояние государств, в чертах которого легко угадывается гротескное, сатирическое описание земного идеологического, а также военного противоборства тоталитарных государств и современных, технологически развитых стран первого мира.
Казалось бы – сюжет сатиры на времена, нравы и человеческие пороки стар как мир, что можно сказать нового в этой теме?

Но Станислав Лем решает эту задачу с блеском: он с потрясающей, неуемной фантазией, великолепным языковым мастерством, и при этом – на строго научной основе, при всей фантастичности ситуации, широкими и яркими мазками - бросает на холст нашего воображения сведения об инопланетном мире Энции: космология, происхождение и развитие жизни, история государств, философских и религиозных идей, политики и искусства, литературы, обзор нравов и обычаев разных эпох планеты.
И – затрагивает тему созданного с помощью методов, которые вполне можно назвать нанотехнологичными, реального, посюстороннего бессмертия, называемого эктофикацией – ставшего доступным для смертных обитателей Энции.
Увы, как говорит один из немногих «бессмертных» - философ Аникс:
«– Сначала я отвечу на вопрос, который ты хочешь задать мне. Почему никто не решается на эктофикацию? Вот ответ. Потому, что смертным бессмертие ни к чему. Очищенное от всяких опасностей существование теряет всякую ценность. Обычно это зовется смертною скукой. На этот раз здравый смысл попал в самую точку.
– А ты? – спросил я тихо.
– Я не скучаю, – ответил он...».


Заключительная часть трилогии – роман «Мир на Земле», посвящен прогнозированию отдаленных последствий гонки вооружений, переданных компьютерным системам и перенесенной в околоземное космическое пространство – и последствия такого решения отбрасывают человеческую цивилизацию в эпоху паровых машин и примитивного огнестрельного оружия…
Всё движется по кругу?

Мир произведений Лема поистине неисчерпаем.
Я уверена, что и как мы, так и наши потомки – будем читать его книги с изумлением и наслаждением, а также - с уважением и трепетом перед гениальностью автора, находя и узнавая в окружающем мире те явления и процессы, появление которых предсказал автор.

А теперь – моё объяснение в любви к родному городу Станислава Лема – Львову.
В моем сознании и воспоминаниях неразрывно связаны потрясающие виды Львова – истинное наслаждение для глаз и души, и книга воспоминаний Лема о его детстве - «Высокий Замок».
Старинная, непринужденная и вместе с тем нежная, гармоничная красота, созвучная музыке Моцарта и Генделя, великолепие площади Рынок, самой Ратуши, соборов, Арсенала…

lviv.jpg

Львов_1_1.jpg

Ратуша.jpg

Арсенал_.jpg

Поэтические, великолепные, неожиданные в каждом ракурсе и в каждом повороте - лабиринты узеньких улочек и просторы широких бульваров – а сквозь их старинную красоту прорастает современность, веселая и свободная, ни капельки не спорящая с историей – и дополняющая её, в полном согласии и гармонии.

ЛЬВОВ11.jpg

львов.jpg

Виды_зимнего_Львова,_Украина.jpg

ул_Лысенко.jpg

А сам парк Высокий Замок – и полет моего взгляда, из моих воспоминаний - над легким, воздушным, музыкальным ритмом крыш города…

Львов_Высокий замок.jpg

Вот слова Станислава Лема из «Высокого Замка»:
«Тем, чем для христианина является рай, для каждого из нас был Высокий Замок. Туда ходили, когда из-за непредвиденного отсутствия учителя пропадал какой-нибудь урок – одна из самых приятных неожиданностей, которыми изредка баловала нас судьба….
К Высокому же Замку мы отправлялись открыто, шумно, в сладостном ореоле легального бездельничанья, упиваясь избытком неожиданно свалившейся на нас свободы. От этого восхитительного места гимназию отделяли, помнится, две трамвайные остановки; однако мы никогда не ездили туда трамваем – это было слишком дорогое удовольствие, Обычно мы шли вверх по Театынской улице, а в нескольких десятках шагов за домами, там, где кончались трамвайные рельсы, склон холма улетал вниз, открывая вид на огромную панораму Львова, с правой стороны обрамленную последними отрогами Песчаной горы, а с левой – парковыми зарослями, за которыми скрывался Курган Любельской Унии. Далеко внизу чернели переплетения путей железнодорожной станции Подзамче с маленькими паровозиками, а еще дальше до самого зеленого горизонта голубоватой дымкой дышало воздушное пространство.

От Высокого Замка сохранились остатки стены, руины, которые я едва помню. Понадобилось тридцать лет, чтобы я над этим задумался и узнал, что Высокий Замок был названием некогда красивого строения, а называлось оно так потому, что в городе когда-то существовал еще и Низкий Замок. Впрочем, в описываемое время руины и другие достопочтенные памятники веков меня совершенно не интересовали. Что же в таком случае мы там делали? Собственно, ничего. Правда, несколько раз в году мы с отцом ходили на Курган Любельской Унии или на Песчаную гору, но это никогда не делалось в учебное время. В учебные же дни можно было воспользоваться только случайно выпавшей возможностью. За восемь гимназических лет я бывал в Замке несчетное количество раз, но, кроме теней огромных каштанов да низких живых изгородей, за которыми голубела панорама города, не помню ничего, потому что это, собственно, было даже не место, а некое идеальное состояние, по своей насыщенности сравнимое разве что с первым днем каникул – еще не затронутым, не надкушенным, при одной лишь мысли о котором сердце замирало от сладостного предчувствия, поскольку всему еще только предстояло случиться, а одновременно с этим появлялась склонность к расточению времени, разлившегося океаном на весь июнь и июль. Высокий же Замок открывался нам всего на один час, поэтому каждой минутой надлежало насытиться, испить ее до конца, заполнить откровенным бездельем, старательным ничегонеделанием; мы утопали в нем, позволяли ему нести себя, словно теплой реке под облачным небом, это не был погруженный в молитвы скромный христианский рай, а скорее нирвана – никаких искушений, желаний, – блаженство, существующее само по себе, даже наши глотки, охрипшие от крика на переменах, охватывало, видимо, это небесное дуновение, так как хоть мы немного и верещали, но больше по привычке, чем по необходимости»
.

К сожалению, Станислав Лем никогда не возвращался во Львов.

Date: 2015-11-01 07:37 am (UTC)
From: [identity profile] critical-errorr.livejournal.com
Литературного критика пост... )

Date: 2015-11-01 01:11 pm (UTC)
From: [identity profile] quokka-happy.livejournal.com
хе хе хе
А что же - мы не только как Эсхилы можем, да!
Мы и как Хантеры Томпсоны всякие - запросто :)

Шучу, канешна - не подумай чего, please, мы только писать пытаемся в стиле гонзо-журналистики, а реале - мы трезвые, белые и пушистые ;)

Date: 2015-11-01 02:09 pm (UTC)
From: [identity profile] critical-errorr.livejournal.com
ну вот к гонзо-журналистике - это ваще никаким боком ))
гонзо - это я скорее про себя могу сказать - чё вижу, то пешу
а тут - выверенный и тщательно скроенный текст...
Так пишут официальные рецензии.
признавайся - профессиональное?.. ))

Date: 2015-11-01 02:33 pm (UTC)
From: [identity profile] quokka-happy.livejournal.com
Про гонзо - я понимаю, ты прав.
Хотя - мне бы хотелось так писать... не знаю.
Я, Володя, вот как на духу - никакого отношения ни к журналистике, ни вообще к литературе не имею. Но всегда, с первой книги - очень любила читать.
А в реальной жизни - я сугубый "физик" - и по образованию тоже :)

Date: 2015-11-01 02:41 pm (UTC)
From: [identity profile] critical-errorr.livejournal.com
небось ещё и преподаёшь? ) М?... )

Date: 2015-11-01 02:51 pm (UTC)
From: [identity profile] quokka-happy.livejournal.com
О - глаз алмаз, не скроешься от тебя :)
Преподавала, да - это были курсы компьютерные, по разной тематике.
Кроме того - два года работа техническим писателем, но - тоже все связано с компами.

Date: 2015-11-01 03:05 pm (UTC)
From: [identity profile] critical-errorr.livejournal.com
умение складывать буквы - в кармашек то не спрячешь )
а курсы компьютерные - это штука палезная, ога... буду знать, кому вопросы задавать, если чё.. ))

Date: 2015-11-01 03:11 pm (UTC)
From: [identity profile] quokka-happy.livejournal.com
спасибо, на добром слове :)
а насчет вопросов - всегда с удовольствием отвечу :)
если же чего не знаю - всегда могу спросить у брата, он сертифицированный системный инженер и тренер - препод то есть, от Microsoft
так что - завсегда обращайся :)

Date: 2015-11-01 03:17 pm (UTC)
From: [identity profile] critical-errorr.livejournal.com
хе-хе... да всё ещё серьёзнее, чем может показацца..)
молодцы вы оба с братом - зачот!

Date: 2015-11-01 03:22 pm (UTC)
From: [identity profile] quokka-happy.livejournal.com
Спасибо, мне очень приятно, да :)
Так што - буду стараться еще сильнее, вот!

Date: 2015-11-01 03:51 pm (UTC)
From: [identity profile] olga558.livejournal.com
Да, именно так - "читать его книги с изумлением и наслаждением, а также - с уважением и трепетом перед гениальностью (!!) автора" - совершенно точно ты про книги Лема сказала. :)
Спасибо за Львов - прекрасно просто написала о нем. :)

Date: 2015-11-01 04:27 pm (UTC)
From: [identity profile] quokka-happy.livejournal.com
Спасибо, Оля :)
Я рада, что тебе понравилось. Львов - изумительный, волшебный город.
А Лем - я считаю его одним из тех людей, о которых можно сказать - вот они, гении всех времен и всех народов, да.

Date: 2015-11-01 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] olga558.livejournal.com
Я сейчас читала твой пост и думала, да - этого автора трудно перехвалить. :) Редкий случай, когда книги - прочитанные в молодости, производят такое же сильное впечатление и сейчас.
А про Львов - я всегда говорю, что это город, в котором я бы хотела в будущем жить. :))

Date: 2015-11-01 05:16 pm (UTC)
From: [identity profile] quokka-happy.livejournal.com
Знаешь, я перечитываю его произведения постоянно, благо - он писал много, и публицистика его тоже великолепна.
И каждый раз - нахожу новое, то, что было упущено или непонято мной раньше. Лем бесконечен - как его персонаж, Океан в "Солярисе".
Ты бы хотела жить во Львове - а почему же нет?
Вполне возможно, ты и будешь там жить :)

Date: 2015-11-01 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] olga558.livejournal.com
Знаешь, там ведь тоже климат не очень... много дождливых дней... Но вот я там - всегда (!) физически себя хорошо чувствую.. Мистика!

Date: 2015-11-01 06:26 pm (UTC)
From: [identity profile] quokka-happy.livejournal.com
Значит, тебе, Оля, тамошний климат подходит.
А вот мне было, помню, довольно непривычно: январь, февраль - а так тепло, снег таял, постоянно оттепели :)

Date: 2015-11-01 06:41 pm (UTC)
From: [identity profile] olga558.livejournal.com
Наверное. :) А вообще, думаю, что мы как-то еще и подсознательно это всё ощущаем... где нам - по настоящему хорошо, я имею в виду. :)

Date: 2015-11-01 06:46 pm (UTC)
From: [identity profile] quokka-happy.livejournal.com
Согласна, мне было очень хорошо во Владимире - средняя полоса России. И лето на месте, нормальное лето, жаркое, и зима - мягкая, по сравнению с уральской.
И леса тамошние я люблю гораздо больше :)

(no subject)

From: [identity profile] olga558.livejournal.com - Date: 2015-11-01 07:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] quokka-happy.livejournal.com - Date: 2015-11-01 07:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olga558.livejournal.com - Date: 2015-11-01 08:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] quokka-happy.livejournal.com - Date: 2015-11-02 09:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] olga558.livejournal.com - Date: 2015-11-02 10:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] quokka-happy.livejournal.com - Date: 2015-11-02 10:26 am (UTC) - Expand

Date: 2015-11-02 06:11 am (UTC)
From: [identity profile] racurs12.livejournal.com
С удовольствием прочитал. Спасибо.

Date: 2015-11-02 09:43 am (UTC)
From: [identity profile] quokka-happy.livejournal.com
Пожалуйста. Я очень рада, что Вам понравилось :)

Date: 2015-11-09 10:22 am (UTC)
From: [identity profile] galina-2015.livejournal.com
Машенька, спасибо за потрясающий пост!
Я к сожалению, мало что читала из произведений Станислава Лема.
Но Солярис Тарковского меня очень впечатлил.
Писатель гениальный.
Разве мы не размышляли как и он " о границах человеческого познания, через которые человек переступить не может, как бы он этого ни хотел".
И о том, что человечество ходит по кругу и история нас ничему не учит.
И о "человеческом смысле" преступлений третьего рейха.
И о "смертной скуке" возможного бессмертия.

Маша, а как он написал о чувствах ребенка! "... некое идеальное состояние, по своей насыщенности сравнимое разве что с первым днем каникул – еще не затронутым, не надкушенным, при одной лишь мысли о котором сердце замирало от сладостного предчувствия, поскольку всему еще только предстояло случиться, а одновременно с этим появлялась склонность к расточению времени, разлившегося океаном на весь июнь и июль."

Город Львов- город моей мечты! Я там никогда не была. Не знаю, побываю ли. Фотографии твои великолепны.

Спасибо тебе, Маша!!!

Date: 2015-11-09 10:34 am (UTC)
From: [identity profile] quokka-happy.livejournal.com
Спасибо, Галочка :)
Я так рада, что тебе понравилось.
Да, он был гений, на все времена.
И все, о чем он писал, актуально до сих пор, потому что эти проблемы - и есть суть человека.
А о чувствах ребенка - знаешь, он идеально передал и мои чувства, и чувства нас всех в детстве...
Это один из моих любимых отрывков у него.

Я надеюсь, что во Львове мы побываем, и ты, и я, и все, кто его любит и мечтает о его красоте, да :)
Только фото - не мои, это те, что нашла в Сети, и выбрала самые красивые.

Date: 2015-11-09 02:40 pm (UTC)
From: [identity profile] galina-2015.livejournal.com
Маша, фотографии очень красивые!
А пост твой самый лучший!

Date: 2015-11-09 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] quokka-happy.livejournal.com
Спасибо, Галя :)
Да - в моем Фотоальбоме есть альбом, называется ""Львов", там есть и другие фото города, немного, правда, но - надеюсь, тебе понравится.

Date: 2015-11-09 03:09 pm (UTC)
From: [identity profile] galina-2015.livejournal.com
Обязательно посмотрю, Маша! Спасибо!
Page generated Oct. 18th, 2017 02:45 pm
Powered by Dreamwidth Studios